Неуловимая пара секунд
В полудрёме, на мягком диване, попивая свежевыжатый сок, вы зашли на нужный вам сайт. Окинули взглядом страницу, щелкнули по нужной ссылке, получили то, что желали и закрыли браузер. Вам кажется, что ничего особенного не произошло за эти несколько секунд, но, оказывается, это не так. Не всё так просто.
Как всё сложно…
Важнейший в жизни инструмент – анализ. Анализ неважно чего. От него не скрыться никому. Так давайте по порядку разобьём что-то общее на мелкие составляющие. Приступим. Первым делом Вы, слушая лёгкую музыку или попивая чай, зашли на качественный сайт. Не важно, может Вы открыли его первым, может после долгих прогулок по интернету. И не важно, осознанно ли Вы это сделали, либо попали по случайной ссылке из поисковика (по секрету это не всегда случайно, но это уже совсем другая история).
Первым делом Вы не испугались ужасного вида или кучи непонятных вещей, иначе бы либо сразу закрыли его, либо в состоянии внутреннего хаоса провели на сайте гораздо больше времени, пересиливая эмоции или глубоко задумавшись над смыслом бытия. И настроение бы сразу испортилось. Точно?
Но Вы не испугались, пусть даже если не нашли внешний вид проекта очень привлекательным. Ничто не режет глаза и не мелькает. Итак, шаг второй –найти нужную ссылку. Представьте сколько людей заходит на этот сайт и ищут «нужную ссылку»? Находят ли они её? Вопрос бы был элементарным, если бы ссылка на сайте была всего одна… Но их сотни или даже тысячи на более-менее «живом» ресурсе, и у каждого посетителя «нужная ссылка» своя! Но, как и Вы, каждый посетитель находит свою ссылку буквально с закрытыми глазами за пару секунд, где бы «закопана» она ни была! Вот это действительно чудо. Клиент остался доволен.
Это дорогого стоит для компании. Подумайте только, что для серьёзной компании обида, или даже небольшое расстройство половины посетителей, не нашедшей «их» ссылку за пару секунд, навсегда отпечатывается в их памяти и становится для компании роковой. Эти люди в лучшем случае забудут такое отношение к ним, а в худшем – потом и сами не вернутся, и всем знакомым расскажут.
Имейте в виду, что люди по своей природе и по положению дел в сегодняшнем мире изначально недоверчивы к незнакомцам, всегда предусмотрительны «на воле», очень обидчивы и жаждут мести. Может я преувеличиваю, но отчасти это действительно так. И с этим надо мириться. И надо самому предпринимать шаги к упрощению знакомства и повышению интереса (предрасположенности) к себе. Либо выглядеть лучше, либо как все, но никак не хуже.
Это всегда рядом
Вернусь к нашим ссылкам. Вы поняли грандиозность якобы банальной расстановки пятисот ссылок на сайте? Спрятать куда-то – плохо (не найдут → обидятся), выложить все на главной странице – мягко говоря, неприлично (глаза на лоб полезут). К тому же, не просто есть или нет данная ссылка важно, но и то, куда эту ссылку поставили, какого она должна быть цвета и размера, чтобы её нашли за ту же пару секунд. Нужно, чтоб всё было «под рукой» и при этом выглядело привычно. Иначе надо хорошенько её поискать и подумать, действительно ли за этим словом скрывается то, что нам надо. «Аренда» – это сдать или снять или просто описание услуги? Решать сложные вычислительные задачи на ночь глядя в наши планы не входило изначально. Мы простые люди, а не эксперты, и мы хотим просто, предположим, сдать жильё в аренду без угадывания смысла заумных специфических слов и чтения длинных инструкций.
Заметьте, в статье упомянуты только ссылки, но на сайте не только они... Есть ещё много картинок, текста. Вот такие, казалось бы, неразрешимые задачи необходимо решать, чтобы число «обиженных» свести к нулю. Теперь Вы поняли, что ради этой великой пары секунд множество профессионалов собираются вместе, думают, читают и пишут умные книги, компании годами платят им деньги за разработки, даже просто за консультации. Придумано много специальных слов для этих вещей: юзабилити, ранжирование, конверсия и его величество маркетинг. Зачем компании это делают? Зачем они «издеваются» над своими сайтами годами? Истина известна уже давно: чем больше думает программист, тем меньше – пользователь.
Итог
Вот именно так пара секунд правит мировым разумом, не выходит из головы разработчиков, оптимизаторов, является во сне, зато окупается с лихвой тому, кто не пройдёт мимо и применит эти истины в своем мире. Лучший автомат – это тот, который можно разобрать и перезарядить быстрее и проще всех остальных. Лучший сайт – тот, где человек быстрее и проще, чем на других получает нужную ему информацию. Ведь сайт – это прежде всего информация, выложенная в эфир для общего доступа и достижения определённых целей, а не бесполезная, хоть и красивая, картинка. На сайт без информации никто не пойдёт, разве только ради спортивного интереса. А на плохом сайте спортивности даже и не будет. «Быстрее» не получится в любом случае. А «выше» и «сильнее» – это уже претензии не к дизайнеру…
Интересно, что в основе UX дизайна лежат принципы гештальт психологии и, фактически, продолжает здравый смысл. Как без это раньше проектировали? :)
Здравый смысл, наверное, существовал всегда. Им и пользовались. :)
Про аренду в точку.